Шмидт Вильгельм
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Ш >

ссылка на XPOHOC

Шмидт Вильгельм

1868-1954

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Вильгельм Шмидт

Шмидт (Schmidt), Вильгельм (16.II.1868 - 10.II.1954) - австрийский этнограф и лингвист, глава венской культурно-исторической школы в этнографии, католический священник. Родился Германии. В 1895-1938 годы жил в Австрии, затем в Швейцарии. Профессор Венского (1921-1938) и Фрейбургского (Швейцария, с 1939 года) университетов. Специалист по языкам Юго-Восточной Азии, Океании и Австралии, много сделавший для их сравнительного изучения и классификации: обнаружил несколько папуасских языков на островах Меланезии; исследовал монкхмерские языки (Индокитай), которые он считал связующим звеном между языками мунда (Восточная Индия) и малайско-полинезийскими; разработал классификацию языков аборигенов Австралии. Свою обширную этнографическую эрудицию Шмидт подчинил одной главной цели: подтвердить якобы научными фактами богословскую теорию «первобытного божественного откровения» и основанную на нем прамонотеизма теорию. Для этого Шмидт воспользовался исследованиями шотландского ученого Э. Лэнга, обнаружившего у самых отсталых племен земли веру в небесное божество; «пигмейской» теорией швейцарского анатома Ю. Кольмана, считавшего низкорослые племена Азии и Африки (семанги, андаманцы, бушмены и др.) самыми примитивными из всех народов; и «теорией культурных кругов» (см. Культурно-историческая школа) немецкого этнографа Ф. Гребнера. Соединив эти 3 теории, Шмидт выдвинул свою концепцию «прамонотеизма»: древнейшей формой религии был строгий монотеизм - почитание единого небесного морально чистого бога, образ которого, однако, впоследствии был затемнен наслоившимися на него из более поздних «культурных слоев» чертами магии, мифологии, тотемизма и пр. Для обоснования этой теории Шмидт пользовался огромным материалом, который он произвольно обрабатывал и комбинировал, искусственно подгонял под предвзятую схему, не останавливаясь перед прямой подтасовкой фактов. Взгляды Шмидта были приняты главным образом в католических кругах, научные круги отнеслись к ним недоверчиво; впоследствии даже сторонники возглавлявшейся им «венской школы» отказались от большей части идей ее основателя. Несмотря на ложность основных взглядов Шмидта, собранный им обширный материал по «первобытным» верованиям представляет значительную научную ценность. Основанный им миссионерский журнал "Anthropos" (1906) позже стал международным научным органом.

С. А. Токарев. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 16. ЧЖАН ВЭНЬ-ТЯНЬ - ЯШТУХ. 1976.

Далее читайте:

Историки (биографический справочник).

Исторические лица Австрии (биографический справочник)

Сочинения:

Die Mon-Khmer-Völker, ein Bindeglied zwischen den Volkern Zentralasiens und Austronesiens, Braunschweig, 1906;

Die Stellung der Pygmäenvölker in der Entwicklungsgeschichte des Menschen, Stuttg., 1910;

Der Ursprung der Gottesidee, Bd 1-12, Freib.- Asehendorff, 1912-52;

Die Gliederung der Australischen Sprachen, Wien, 1919.

Литература:

Левин М. Г., Токарев С. А., "Культурно-историческая школа" на новом этапе, "СЭ", 1953, No 4;

Токарев С. А., "Венская школа этнографии", "Вестник истории мировой культуры", 1958, No 3.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС